Австралия — один из мировых лидеров по душевому доходу. В 2013 году в Rio Tinto работали около 400 машинистов, некоторые из которых получали более $200 000 в год. Но к этому моменту проект по роботизации уже набирал обороты: железная дорога — идеальная платформа, а австралийские доходы обещают колоссальную экономию.
В июле Хайтек+ писал, что один из робопоездов Rio Tinto начал тестовые поездки. А теперь компания полностью роботизировала свои железнодорожные перевозки в отдельном регионе — Пилбаре на северо-западе континента.
Масштаб грандиозен: каждый из поездов — уже самый большой автономный механизм в мире, при этом по автоматизированным путям ездят около 200 локомотивов.
Как пишет Sydney Morning Herald, передовая система стоила около $1,3 млрд, ее разработка заняла почти 10 лет. При этом развернули ее в Пилбаре всего за восемь месяцев.
Rio Tinto роботизировала сеть железных дорог общей протяженностью около 1700 км. Они связывают 16 шахт в регионе с грузовым терминалом порта. Машинисты-люди управляют поездами лишь на одном участке — самой короткой линии Robe River. За всеми остальными поездами следят операторы из информационного центра в Перте — с расстояния почти в 1300 км.
Начальник транспортных операция Rio Tinto Иван Велла говорит, что первые результаты радуют руководство: «Было очень непросто автоматизировать сеть железных дорог такой протяженности и масштаба в удаленном регионе, как Пилбара, но первые результаты указывают на существенный потенциал роста производительности, увеличения гибкости системы и устранения узких мест».
Средняя дистанция поездки робопоезда — 800 км в обе стороны, среднее время в пути — 40 часов.
20 км/ч кажутся небольшой скоростью. Но, например, у РЖД с учетом формирования, погрузки и разгрузки товарных составов этот показатель примерно вдвое меньше.
Rio Tinto также стремится автоматизировать и другие транспортные потоки, например, испытывает робофуры и автономные бурильные установки.
Профессор Университета Западной Австралии Аллан Тренч прогнозирует, что именно в добыче железной руды будет автоматизирована раньше других — благодаря тому, что загружают ее обычно из открытых карьеров и в больших масштабах, что обещает существенную экономию. Золотодобычу с ее напоминающими кроличьи норы шахтами роботизировать намного труднее, указывает ученый.
В Rio Tinto утверждают, что массовых увольнений в Палабрии не было — долговременный план предоставил возможность доработать до пенсии либо перевестись в другое место всем машинистам. Цифры экономии Велла не называет.
Роботизированный транспорт в 2018 году встает на «коммерческие рельсы» в разных регионах мира: в Аризоне платными стали беспилотные такси Waymo, первый крупный заказ заключил и разработчик автономных машин-курьеров Nuro. В Европе первые коммерческие контракты получили беспилотные грузовики Volvo — и тоже в горнодобывающей отрасли.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber